Вы здесь

Общие вопросы в сфере признания социально ориентированных некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг

Общие вопросы в сфере признания социально ориентированных некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг

 

В соответствии с положениями п. 2.2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7 – ФЗ) под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Социально ориентированными же некоммерческими организациями признаются  некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом № 7 - ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Федерального закона № 7 – ФЗ.

Учитывая, что признание некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг влечет возникновение у организации определенного объема прав и обязанностей, в том числе имущественного характера, исполнителем общественно полезных услуг может быть признана только организация, обладающая правоспособностью юридического лица.

Процедура получения социально ориентированной некоммерческой организацией статуса исполнителя общественно полезных услуг состоит из двух этапов.

I этап. Оценка качества оказания общественно полезных услуг.

 

С 25 ноября 2017 года оценка качества оказания общественно полезных услуг социально ориентированной некоммерческой организацией осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Правил принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89, далее – Правила, оценка качества оказания общественно полезных услуг осуществляется с учетом следующего разграничения полномочий:

- федеральным органом исполнительной власти в соответствии с его компетенцией в отношении социально ориентированной некоммерческой организации, оказывающей одну общественно полезную услугу на территории более половины субъектов Российской Федерации, и (или) получившей финансовую поддержку за счет средств федерального бюджета в связи с оказанием ею общественно полезных услуг;

- территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в отношении иных социально ориентированных некоммерческих организаций.

Заключение о соответствии качества оказываемых социально ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг установленным критериям выдается по форме в соответствии с приложением № 2 к вышеназванным Правилам на бланке органа, осуществляющего оценку качества оказания общественно полезных услуг, подписанном заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти, руководителями территориального органа федерального органа исполнительной власти, заместителем руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

II этап. Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

 

Имеющееся нормативное правовое регулирование связывает приобретение социально ориентированной некоммерческой организацией статуса исполнителя общественно полезных услуг с фактом внесения сведений о ней в одноименный реестр.

 Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и ведение реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг осуществляется Минюстом России, с 25 ноября 2017 года – также территориальными органами Минюста России.

Порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, перечень и формы необходимых документов, порядок ведения реестра утверждены постановлением Правительства от 26.01.2017 № 89, далее – постановление № 89.

Указанные решения принимаются с учетом принципа разделения полномочий между Минюстом России (центральным аппаратом) и его территориальными органами по аналогии с государственной регистрацией некоммерческих организаций.

Для признания исполнителем общественно полезных услуг и внесения в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг организация представляет следующие документы:

а) заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по установленной форме;

б) заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям по установленной форме.

В настоящее время срок действия заключения о соответствии качества законом не определен.

Заключения о соответствии качества, выданные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией до 25 ноября 2017 года, являются действительными.

С учетом положений постановления № 89 установление факта наличия (отсутствия) у организации задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам, осуществляется на этапе выдачи заключения о соответствии качества. На этапе принятия Минюстом России и его территориальными органами решений о признании некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг проверка данных сведений не осуществляется, документы, подтверждающие отсутствие указанных задолженностей, в территориальные органы Минюста России представлению не подлежат.

Исходя из форм заявления и заключения о соответствии качества, утвержденных постановлением № 89, наименования общественно полезных услуг в данных документах подлежат указанию в соответствии с Перечнем общественно полезных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096, далее - Перечень.

Общественно полезные услуги имеют следующую структуру:

- самостоятельные услуги (например, услуга по предоставлению социального обслуживания в форме на дому, предусмотренная п. 1 Перечня);

- группы услуг (например, услуги по оказанию помощи семье в воспитании детей, которые подразделяются на такие виды услуг, как формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга); организация и проведение культурно-массовых мероприятий; осуществление экскурсионного обслуживания; показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок); показ (организация показа) концертов и концертных программ, предусмотренные п. 10 Перечня).

 Во втором примере первый абзац п. 10 Перечня обозначает группу услуг, то есть наименование общей услуги, а последующие – виды услуг.

Указание в заявлении и заключении о соответствии качества вида услуг без наименования общей услуги не является основанием для принятия территориальным органом Минюста России решения об отказе в признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг.

При этом в заявлении и заключении о соответствии качества недопустимо указывать:

- наименования общественно полезных услуг, не соответствующие Перечню (например, в сокращенном или измененном виде);

- наименования общих услуг без конкретных видов услуг (одной, нескольких или всех видов услуг). Такое оформление документов влечет отказ в признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг на основании пп. «в» п. 12 Правил.

Дословное включение в устав некоммерческой организации формулировок, используемых для обозначения видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и оказываемых ими общественно полезных услуг, предусмотренных постановлением Правительства от 27.10.2016 № 1096, не требуется.

Принимая во внимание установленный порядок признания некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, в том числе п. 12 Правил, оценка указанных в заявлениях и заключениях общественно полезных услуг на предмет их соответствия уставным целям и предмету деятельности организации, территориальными органами Минюста России не осуществляется.

02 августа 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).