Вы здесь

Нормативная правовая база по защите прав и законных интересов несовершеннолетних

 

                            

Нормативные правовые акты

Комментарии

1

Декларация прав ребенка                   (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)

10 принципов декларации прав ребенка освещают обязанности взрослых перед детьми.

1-й принцип

Все дети, независимо от того, в какой стране они родились, какой у них возраст, цвет кожи, социальный статус, - имеют равные со своими сверстниками права. Они не могут быть ущемлены, занижены или отменены вовсе.

2-й принцип

 Каждый ребенок имеет право на собственное достоинство и возможность развиваться нравственно, физически, духовно.

 3-й принцип

Все дети - субъекты стран, в которых проживают, поэтому государство обязано обеспечить их гражданством, а родители - именем.

4-й принцип

 Чтобы правильно расти и развиваться, ребенок имеет право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности еще до появления малыша на свет. Послеродовый период также должен быть обеспечен достойным уходом со стороны государства. Дети имеют право на жилье и питание.

5-й принцип

Неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием. 6-й принцип

Каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является.

7-й принцип

Все дети должны учиться бесплатно. Они имеют право играть и развиваться. Родители обязаны дать им эту возможность. Они же должны учить детей ответственности и полезности своему обществу. Один из 10 принципов декларации прав ребенка характеризует игру как способ познать окружающий мир. Родители обязаны обучать детей жизни в игровой форме. Должную помощь могут оказать добрые мультфильмы и книги. Ребенок с самого раннего возраста должен понимать, что нельзя обижать детей, истязать животных. Та информация, которая поступает в мозг в течение первых лет жизни, создает платформу для стабильности психического сознания в будущем.

8-й принцип  

Права ребенка определяются как первостепенные в возможности получить помощь.  

9-й принцип Декларация защищает детей от жестокого обращения и эксплуатации. Ребенок не должен привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его развитию и эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу. Воспитание должно проходить в пояснительно-убеждающей манере. Жестокое отношение подразумевает любые виды насилия: физического, сексуального, психического. Россия регламентирует дополнительную ответственность в случаях, когда права ребенка нарушены. Однако статистика ежегодных случаев ужасает! Это связано с низким социальным уровнем населения. Взяв за основу 10 принципов декларации прав ребенка и Конвенцию, в российском законодательстве приняли статьи ГК, УК и СК. Насильственными принято считать действия, связанные с ограничением передвижения, телесными наказаниями, грубостью, унижающей достоинство ребенка, угрозами, любым травмированием тела и психики.

10-й принцип

Каждый ребенок имеет право на мирную жизнь, в которой взрослые люди, в первую очередь родители, учат его заботе и взаимопониманию. Запрещается воспитывать в детях чувство расовой и социальной ненависти. Все люди равны.

2

Конвенция о правах ребенка               (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

Государства - участники настоящей Конвенции, признают:

- 

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле,

-Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,

напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,

-Семья - основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, которой должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,

-   

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,

-  

Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,

- 

Необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

-В Декларации прав ребенка указано "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения",

-Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления

 

 

Нормативные правовые акты

Комментарии

 

 

правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,

-Во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,

-Важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка,

-Важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах.

3

Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей (Гаага, 19 октября 1996 г.)

Государства, подписавшие настоящую Конвенцию, признают:

- 

необходимость совершенствования защиты детей в международных ситуациях,

-  

желая избежать противоречий между своими правовыми системами в отношении юрисдикции, применимого права, признают и исполняют меры по защите детей,

- 

важность международного сотрудничества в отношении защиты детей,

- 

первоочередное внимание должно уделяться наилучшим интересам ребенка,

- 

принимают во внимание Конвенцию ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

4

Конституция Российской Федерации           12 декабря 1993 года

Конституцией РФ устанавливаются такие права:

Право на жизнь (ч. 1 ст. 20)

Право ребенка на охрану чести и достоинства личности (ст. 21).

Право ребенка на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных форм сообщений (ст. 22 - 25).

Право ребенка на свободу мысли, слова, свободу массовой информации (ст. 29 )

Право ребенка свободно передвигаться, выбирать местопребывания и жительства(ст. 27).

Право ребенка на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, (ст. 34).

Право частной собственности ребенка.

Право ребенка на жилище (ст. 40).

Право на охрану здоровья (ст. 41).

Право ребенка на труд (ст. 37).

Право на образование.

Право на участие в культурной и творческой жизни общества (ст. 44).

5

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.

Главой 11 Семейного кодекса РФ устанавливаются права: Право ребенка жить и воспитываться в семье (ст.54).

 

Нормативные правовые акты

Комментарии

 

N 223-Ф3 Глава 11. Права несовершеннолетних детей

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст.55).

Право ребенка на защиту (ст. 56).

 Право ребенка выражать свое мнение (ст. 57).

 Право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст. 5 8).

 Изменение имени и фамилии ребенка (ст.59).

 Имущественные права ребенка (ст. 60)

6

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 62-ФЗ мО присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей"

Принято решение о присоединении от имени Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей.

7

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Устанавливается единая система учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей- инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально- экономическим положением инвалидов и их демографическим составом;

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета;

Органами государственной власти и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, оказывается психолого-педагогическая поддержка при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Устанавливаются нормы, по которым дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату

Устанавливаются нормы по обеспечению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов

8

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по

Определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Нормативные правовые акты

Комментарии

 

социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

 

9

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

Устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

10

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних''

Регламентируются основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также устанавливает основания проведения такой работы. Регламентированы полномочия соответствующих органов, проводящих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их основные направления и принципы деятельности; права лиц, в отношении которых проводится профилактическая работа, порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; порядок помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и законодательно закреплены другие вопросы, возникающие в процессе проведения профилактической работы.

11

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"

Регулируются отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

12

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"

Устанавливаются правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

13

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761

Основными задачами являются:

Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на

 

Нормативные правовые акты

Комментарии

 

мО Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям.

Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.

Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье. Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.

Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Защита образовательных прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам, проживающим в экстремальных условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Создание общероссийской системы оценки качества образования.

Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения

Развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.

Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями.

Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства.

Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно­профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.

Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот

Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.

Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Нормативные правовые акты

Комментарии

14

Приказ Минздрава РФ от 25 ноября 2003 г. N 567 "О совершенствовании медико­социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства"

Основными задачами являются:

Обеспечение реализации единой государственной политики в области медико-социальной, психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста;

Совершенствование законодательной и нормативной базы по проблемам детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста, представление в Правительство Российской Федерации пакета документов для разработки федерального закона о медико-социальных гарантиях, предоставляемых самостоятельно не передвигающимся и себя не обслуживающим, нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Разработка дополнений к закону Российской Федерации "О квотировании рабочих мест" в части рационального трудоустройства инвалидов с детства. Дальнейшее развитие и оснащение специализированных центров, пансионатов необходимым оборудованием, предназначенным для осуществления медико-социальной и психологической реабилитации инвалидов с детства, и обеспечения этих учреждений медицинскими кадрами, владеющими методами комплексной реабилитации. Обеспечение возможности общественного постоянного контроля исполнения действующего законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации, регламентирующих обеспечение жизнедеятельности детей-инвалидов и инвалидов с детства. Унификация статистических форм учета и отчетности по организациям, работающим с детьми инвалидами и инвалидами с детства.

Обеспечение доступной (без барьерной) среды жизнедеятельности (жизнеобитания для детей и инвалидов с детства независимо от возраста) в учреждениях здравоохранения.

Обеспечение необходимого уровня информированности населения по вопросам инвалидности детей и инвалидов с детства и необходимости проведения им медико-социальной и психолого­-педагогической реабилитации.

15

Областной закон Новгородской области  от 08.08.2011 N 1023-ОЗ                                     "О дополнительных гарантиях реализации права несовершеннолетних на получение бесплатной юридической помощи"

Настоящий областной закон принят в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и устанавливает дополнительные гарантии реализации права на получение бесплатной юридической помощи для несовершеннолетних, в отношении которых на территории Новгородской области были совершены действия, посягающие на их половую неприкосновенность и половую свободу личности.

 

 

 

 

 

 


02 февраля 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).