Вы здесь

История

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области, как юридическое лицо образовалось 4 августа 2008 года.

Министерство юстиции прошло сложный исторический путь, знало периоды и взлетов, и падений – вплоть до полного упразднения. Но, как показала жизнь, - ведомство, определяющее политику государства в сфере правовых отношений, не может не занимать ключевого положения в системе органов государственной власти.

Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». «Мы заблагорассудили, - сообщалось в Манифесте, - разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной связи между собой, и для благоуспешнейшего течения поручить онные ведению избранным министрам…». Этим же документом предусматривалась в составе Правительства должность Министра юстиции, и он одновременно являлся Генерал - Прокурором Российской империи. На Министерство юстиции возлагались функции подготовки законодательных актов, управления деятельностью судов и прокуратуры, а также вопросы назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществление надзора за их работой.
 
Первый министр юстиции России Г.Р.Державин

Первым Министром юстиции Генерал - Прокурором Российской империи был утвержден Гавриил Романович Державин, выдающийся русский поэт и государственный деятель, который много сделал для укрепления российской государственности, защите справедливости, законности и правосудия. Он лично занимался разработкой Положения о департаментах Министерства, отработкой механизма его взаимодействия с Сенатом, боролся с мздоимцами и казнокрадами. И именно слова Державина «Ваш долг есть: сохранять законы» стали для следующих поколений основными приоритетами в деятельности.

С первых дней своего образования Министерство юстиции большое значение придавало совершенствованию российского законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М.М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов. Как говорил сам Сперанский, ни одно государство Европы не могло похвастаться столь определенным и ярким сводом законов. В связи с судебной реформой 1864 года значительно возросли обязанности Министерства юстиции в области судебного управления и надзора за их деятельностью. Именно на министерство были возложены проведение реформы, организации новой судебной системы, введение судебных уставов. Существенно были расширены права Министерства в сфере управления личным составом судебного ведомства, права по надзору за реформированной прокуратурой, в связи и возложением на нее функции обвинения в суде и надзор за деятельностью мировых судей.

Кроме того, все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств направлялись в Минюст не только на заключение для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.
Как видим, Министерство юстиции обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики страны.

Революция 1917 года - новый этап развития нашего государства - изменила органы государственной власти и управления общества. Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции, основными задачами которого стали – создание единого народного суда и руководство им; налаживание работы следственного аппарата, законотворческая деятельность и издание руководящих разъяснений по применению законодательства; систематизация и кодификация законодательства. Одновременно с созданием Наркомюста происходило и становление его местных органов, губернских и уездных комиссариатов юстиции, впоследствии преобразованные в отделы юстиции губисполкомов. На них были возложены задачи по организации и руководству всей системы юридических учреждений в губерниях и уездах, создание юридических центров, разрешение неотложных судебных дел. В Новгородской губернии отдел располагался в здании Присутственных мест кремля.

В 1922 году Губернские отделы юстиции упразднены решением Всероссийского съезда Советов, их функции по судебному управлению перешли к губернским судам. В это же время Наркомюст перестал осуществлять руководство всеми карательными учреждениями, указанные функции переданы Народному комиссариату внутренних дел.

Принятым в январе 1928 года постановлением ВЦИК и СНК Наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата не претерпели радикальных изменений.

Новым этапом в работе органов юстиции стали изменения, произошедшие в структуре и функциях органов юстиции в 1936 году. Прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство. С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Минюста СССР создаются научно-исследовательские лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По Положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года он и его местные органы вправе были давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики, руководить выборами судей, проверять их работу. По отношению к судам эта линия проводилась вопреки зафиксированному в Конституции СССР 1936 года принципу независимости судей и подчинения их только закону. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции. В 1956 году произошло упразднение структуры юстиции в СССР, в 1963 году – в РСФСР.

Новый курс был провозглашен постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» опубликованным 30 июля 1970 года. А 30 августа этого года последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому началось воссоздание органов юстиции. Министерства юстиции создавались в республиках, в том числе и автономных, в краях и областях – отделы юстиции. В 1972 году были утверждены Положение о Министерстве юстиции СССР и Положение о Министерства юстиции РСФСР, в которых были четко сформулированы многочисленные и разнообразные функции Министерства. Главными задачами Минюста СССР определялись: укрепление социалистической законности, охрана прав и законных интересов государственных, кооперативных, общественных организаций и граждан; совершенствование деятельности по борьбе с преступностью и устранению причин и условий, способствующих их совершению; обеспечение организационного руководства судами, всемерное содействие осуществлению целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону; систематизация и подготовка предложений о кодификации законодательства; совершенствование деятельности нотариата, органов ЗАГС, адвокатуры, судебно-экспертных и других подведомственных организаций и учреждений юстиции; совершенствование правовой работы в народном хозяйстве; организация пропаганды правовых знаний и разъяснение законодательства среди населения; обеспечение учреждений и организаций системы Минюста и судов квалифицированными кадрами, переподготовка и повышение квалификации кадров этих организаций и учреждений.

В русле этих задач работало и Министерство юстиции РСФСР.

В Новгородской области в соответствии с приказом Министерства юстиции РСФСР № 172 от 10 февраля 1971 годы был организован Отдел юстиции исполкома Новгородского областного Совета депутатов трудящихся, который подчинялся Минюсту РСФСР. Возглавил отдел Николай Алексеевич Петров, которому пришлось фактически создавать службу заново. В течение 13 лет Отдел юстиции под руководством Петрова Н.А. успешно решал поставленные задачи.

В 1984 году начальником Отдела юстиции Новгородского облисполкома был утвержден Анатолий Матвеевич Романенко. Имея опыт руководящей и правовой работы, обеспечивая организационное руководство народными судами, Романенко А.М. целенаправленно вел работу по повышению авторитета судебных органов, качества осуществления правосудия, расширению гласности, внедрению демократических начал и культуры в их работе.
Процессы, происходящие в России в начале 90-х годов XX века, отразились и на деятельности Министерства юстиции. Часть функций Минюста были переданы другим ведомствам, появились новые сферы деятельности и новые структуры.

Со второй половины 90-х годов Минюст последовательно наделяется новыми полномочиями. В 1997 году Минюсту приданы функции координации нормотворческой деятельности. Тогда же началось формирование службы судебных приставов, а в 1998 году – создание системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом же году Минюсту передана пенитенциарная система. Важным шагом стало наделение Минюста и его территориальных органов полномочиями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Федерации и ведению федерального регистра нормативных правовых актов.

Примечательно, что в Новгородской области реализация новых полномочий Минюста и становление новых служб пришлось на долю нового начальника отдела юстиции. Согласно приказу Минюста России от 06.09.1996 г. № 19-030120-96 начальником Отдела юстиции Новгородской области (впоследствии – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области) была назначена Лидия Ивановна Виноградова, инициативный, принципиальный, требовательный человек и прекрасный организатор. С первых дней руководства Л.И. Виноградовой пришлось быть не просто в строю, а по существу «на передовой», достойно решая поставленные задачи и осваивая важные и многоплановые функции Управления. Её роль в формировании Службы судебных приставов, системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним неоценима.

Сегодня Министерство юстиции Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Обращаясь к истории, стоит отметить, что Министерство юстиции с момента образования играло достаточно активную и отличную от других ведомств роль в формировании российского законодательства. И ныне актуальной задачей Минюста остается совершенствование законодательства Российской Федерации, проведение юридической экспертизы проектов законодательных и нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента России и Правительства Российской Федерации; обеспечение исполнения Конституции страны, федеральных законов, международных договоров Российской Федерации; повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, улучшение качества исполнения судебных решений, актов иных органов и приговоров.

Важной составляющей правого государства является правовая культура его граждан. Минюстом и его территориальными органами большое внимание уделяется правовому воспитанию населения и координации деятельности различных министерств и ведомств в этом направлении.

В настоящее время в системе Министерства территориальные управления и специализированные учреждения. Минюст осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы исполнения наказаний России и Федеральной службы судебных приставов России.
Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

Согласно утвержденному Указом Президента России Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации это далеко не весь перечень многогранной деятельности Минюста, основной задачей которого всегда была и остается защита справедливости, законности, укрепление российской государственности.
 

jpg 1.jpg

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).