Вы здесь

Новости, объявления

Анализ отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов за 1 полугодие 2016 года

 

Анализ отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов за 1 полугодие 2016 года подготовлен во исполнение решения оперативного совещания от 15.04.2016 № 2.

Одной из задач Управления Министерства юстиции Российской Федерации Новгородской области (далее - Управление) является обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории Новгородской области.

В целях обеспечения единства правового пространства Российской Федерации территориальные органы Минюста России осуществляют государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, которая включает в себя проверку соблюдения, установленного Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядка принятия устава, муниципального правового акта; проверку устава, муниципального правового акта на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; проведение антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта; присвоение государственного регистрационного номера уставу, муниципальному правовому акту; выдачу свидетельства о государственной регистрации устава; отказ в государственной регистрации устава, муниципального правового акта; включение соответствующих сведений (записи) в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 06 10.2003131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 31.05.2012 №88 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований», от 24.08.2005 № 139 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него», от 14.02.2008 № 31 «Об утверждении Положения об организации работы по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде», от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации».

За первое полугодие 2016 года в Управление поступило 108 муниципальных правовых актов (далее - МПА).

Из поступивших 108 МПА: 8 уставов муниципальных образований (далее - устав), 100 МПА о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

В отчетном периоде зарегистрировано 7 уставов и 94 МПА о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Во 1 полугодии 2016 года Управлением вынесено 11 отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

1)противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2)нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Основной причиной отказов в государственной регистрации муниципальных актов является наличие в них противоречий федеральным законам и законам Новгородской области.

Согласно Методическим рекомендациям муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав рекомендуется считать противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, если они:

-         содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;

-         регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставом, муниципальными правовыми актами о внесении изменений в устав;

-         не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами;

-         содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.

Под нарушениями установленных требований, касающихся порядка принятия устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав, рекомендуется считать:

-         принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав ненадлежащим органом местного самоуправления;

-         принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав представительным органом местного самоуправления при отсутствии необходимого кворума;

-         принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава;

-         нарушение регламента представительного органа местного самоуправления, повлекшее невозможность установить результаты волеизъявления депутатов или граждан при голосовании по проекту устава.

Наличие противоречий федеральным законам и законам Новгородской области в муниципальных актах связано с тем, что органы местного самоуправления при подготовке муниципальных правовых актов учитывают не все изменения действующего законодательства.

Наиболее характерными нарушениями действующего законодательства, выявленными на территории Новгородской области, при государственной регистрации муниципальных актов в 1 полугодии 2016 года являются следующие:

1. Несоответствие перечня вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и (или) перечня прав органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, предусмотренных муниципальными актами, перечням, установленным соответственно статьями 14 и 14.1, 15 и 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (Кировское сельское поселение Мошенского муниципального района, Маревский муниципальный район, Веребьинское сельское поселение Маловишерского муниципального района).

2. Закрепление в уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований перечня полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отличного от перечня, закрепленного статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (Песоцкое сельское поселение Демянского муниципального района, Шимское городское поселение Шимского муниципального района).

3.    Отсутствие установленного Федеральным законом от 06.10.2003№ 131-ФЗ исчерпывающего перечня оснований прекращения полномочий депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также соответствующего порядка прекращения полномочий вышеназванных должностных лиц (Маревский муниципальный район, Большевишерское городское поселение Маловишерского муниципального района, Короцкое сельское поселение Валдайского муниципального района, Котовского сельское поселение Окуловского муниципального района, Полавское сельское поселение Парфинского муниципального района, Маловишерский муниципальный район).

Часто органами местного самоуправления допускается нарушение  установленного Федеральным законом порядка принятия муниципальных правовых  актов, выражающееся в несоблюдении установленного статьей 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ 30-дневного срока между датой официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта и датой принятия муниципального акта (Большевишерское городское поселение Маловишерского муниципального района).

Кроме того, в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ в Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» был внесен ряд изменений, согласно которым государственная регистрация устава муниципального образования включает в себя и проведение антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, в настоящее время основанием для отказа также является и наличие в муниципальном правовом акте коррупциогенных факторов.

За 1 полугодие 2016 года проведена антикоррупционная экспертиза 7 уставов муниципальных образований и 94 МПА о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

В шести муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а именно:

 1) Решение Совета депутатов Короцкого сельского поселения Валдайского муниципального района от 17.12.2015 № 14 «О внесении изменений и дополнений в Устав Короцкого сельского поселения».

2) Решение Совета депутатов Котовского сельского поселения Окуловского  муниципального района от 21.12.2015 № 11 «Об утверждении изменений и дополнений в Устав Котовского сельского поселения».

3) Решение Совета депутатов Полавского сельского поселения Парфинского  муниципального района от 29.12.2015 № 32 «О внесении изменений и дополнений в Устав Полавского сельского поселения».

4) Решение Совета депутатов Большевишерского городского поселения Маловишерского муниципального района от 20.04.2016 № 33 «О принятии изменений и дополнений в Устав Большевишерского городского поселения».

5) Решения Думы Марёвского муниципального района от 29.02.2016 № 38 «О внесении изменений в Устав Марёвского муниципального района».

6) Решение Думы Маловишерского муниципального района от 28.04.2016 № 83 «О принятии изменений и дополнений в Устав Маловишерского муниципального района» выявлены коррупциогенные факторы.

Типичным нарушением, образующим коррупциогенный фактор явилось отсутствие в некоторых уставах муниципальных образований полного перечня оснований и порядка досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования и (или) депутата представительного органа муниципального образования предусмотренных частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, что образовывает  коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «ж» пункта 3 Методики пр  оведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, а именно: отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

Кроме того, в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований предусмотрен возврат документов, представленных на государственную регистрацию, в следующих случаях:

а)представлен не полный перечень документов, указанный в статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

б) представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

в) документы отозваны главой муниципального образования.

В 1 полугодии 2016 года был осуществлен 1 отзыв документов на государственную регистрацию муниципального правового акта о внесении изменений в устав Главой Угловского городского поселения.

По иным основаниям документы поступившие на регистрацию устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав Управлением не возвращались.

Проведенный анализ показал, что в первом полугодии 2016 года отказы в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы составляют 12%  от общего количества проведенных экспертиз. Небольшое количество отказов в сравнении с зарегистрированными МПА (88%) стало возможным благодаря  взаимодействию Управления с органами местного самоуправления муниципальных образований области при государственной регистрации муниципальных актов (в том числе при рассмотрении проектов муниципальных правовых актов, а также в процессе личных консультаций специалистам юридических служб муниципальных образований области специалистами Управления по вопросам государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, изменений федерального законодательства и т. п.).

Кроме того, поддерживается в актуальном состоянии разработанный Управлением модельный устав сельского поселения, который размещен на официальном сайте Управления для использования сельскими поселениями при подготовке муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Вместе с тем органам местного самоуправления необходимо на должном уровне, планомерно проводить работу по своевременному приведению уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным и региональным законодательством.

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).